Новости
RSS
Псковская область
Административный центр
Крупные города
История Пскова
История города Великие Луки
Географическое расположение
Экономика
История
Администрация оласти
Каталог компаний
Транспортное сообщение

          






Яндекс.Погода


.

14 ноября Архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий совершит Божественную Литургию в палкинском селе Локно

14 ноября Русская Православная Церковь вспоминает святых бессребреников - врачевателей Косму и Дамиана Асийских. В этот день Архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий совершит Божественную Литургию с праздничным молебном и крестным ходом в селе Локно Палкинского района, где сохраняется древний храм во имя святых братьев-врачевателей. Владыка Евсевий был рукоположен в 1965 году 14 ноября в храме свв. Петра и Павла в Лефортове в священнический сан митрополитом Никодимом (Ротовым). Небесными покровителями в священническом сане Архиепископа Евсевия являются святые бессребреники Косма и Дамиан Асийские.

Как сообщили ПАИ в информационной службе Псковской епархии, на древней Псковской земле очень почитали святых врачевателей, и в истории Пскова святые братья тоже отмечены: у нас в городе два храма свв. Космы и Дамиана с Примостья и с Гремячей горы, оба, бывшие монастырскими храмами. Святые бессребреники - врачи, помогавшие страждущим бесплатно, ради Христа. С больных, которых лечили святые, они никогда не брали никакой платы, строго соблюдая заповедь Иисуса Христа: "Даром получили, даром давайте". Причем, исцеление получали только те, кто был с верой во Христа. Целители выделены Церковью в отдельную категорию: бессребреники - целители. Они призывали к покаянию, к Крещению, к вере и через это помогали людям. Потому и назывались чудотворцами, что творили ради Господа чудеса исцеления.

Память святых бессребреников Космы и Дамиана Православная Церковь совершает трижды, а дважды в год - 1 ноября и 1 июля (ст. стиль) почитает их особыми службами. В месяцесловах к именам бессребреников прилагаются слова: в ноябре - "иже от Асии", а в июле - "в Риме мучившихся". На иконах бессребреники от 1 ноября изображаются "брадами оба средни равны, в правых руках держат перья, а в левых сосудцы открыты, на ногах сапоги вохра". Бессребреники от 1 июля: - "Косма млад, аки Димитрий Селунский. Дамиан млад, аки Георгий мученик, кудреват. в правых руках держат кресты, а в левых сосудцы". Бессребреники от 17 октября на иконах "подобны Флору и Лавру". Таким образом, Православная Церковь полагает, что прославляемые в различные дни бессребреники Косма и Дамиан не одни и те же лица, а совершенно различные, и притом одни из них (1 ноября) скончались мирно, другие (1 июля и 17 октября) мученически. Церковные службы, составленные в их честь, за исключением некоторых песнопений, также совершенно разные. Служба 1 ноября более торжественная.

В древнерусском языке имена Космы и Дамиана чрезвычайно рано стали соединяться в одно слово-понятие Козьмодемьян (Кузьмодемьян). Русский народ с именами святых сохраняет немало особенных верований. Их почитают покровителями скота, Косма и Дамиан известны как хранители кур, отчего день памяти их известен под именем Куриного праздника или Куриных именин. В старину наши предки даже наблюдали особенный обычай в честь этих угодников, известный под именем Курятников: хозяйки в Москве 1(14) ноября собирались вокруг церкви святых Космы и Дамиана с курами и потом рассылали своим знакомым и уважаемым лицам кур в виде подарка. На Кузьму-Демьяна курицу на стол - с этого дня начинали бить кур на продажу.

Молились святым Косме и Дамиану о прозрении разума к учению. Известно, что и греки почитали святых Косму и Дамиана помощниками в книжном учении. Есть свидетельство о том, что для испрошения этой помощи греки приходили именно в храм этих святых. Косму и Дамиана называли Божиими кузнецами: мастера кузнечные считали их своими патронами и потому считали грехом работать в своих мастерских в день памяти святых. Во многих местах в честь Космы и Дамиана велся обычай изготовлять к 1 ноября какие-либо обетные работы, и вырученные за них деньги употреблять на покупку свеч к иконам или для раздачи нищим. По народному представлению, эти святые сами занимаются кузнечным делом, куют плуги и раздают их людям для возделывания земли. Народные загадки кованую железную цепь называют Кузьмою: "Узловат Кузьма, развязать нельзя". Святые покровительствовали брачным союзам: "сковать свадьбу", значит, как бы утвердить те невидимые нравственные цепи, то есть обязанности, какие налагают на себя вступающие в супружество. В русской народной традиции на празднование святым братьям 14 июля замечают: "Кузьма и Дамьян пришли, на покос пошли". На 14 ноября - "Кузьминки - от осени одни поминки", встреча зимы, устанавливается первый непрочный зимний путь. Снежный день 14 ноября обещает будущей весной большой разлив. "Кузьма закуёт, а Михайло (21 ноября) раскуёт". Если на Козьмодемьяна лист остаётся на дереве, на другой год будет мороз.

Почитание святых врачевателей - бессребреников распространено не только на Руси, но и во всем православном мире, особенно в Сербии.

православный Козмодемьянский монастырь в Косове, разрушенный албанцами в 1999 году

В нашем Отечестве святые Косма и Дамиан (Асийские) преимущественно считаются покровителями детей. К ним прибегают с молитвою при начале учения грамоте, чтобы они укрепили еще слабые детские силы и содействовали их правильному развитию. А благодать святых бессребреников "бесконечна есть", как поёт Святая Церковь. Косма и Дамиан не только мудрые врачи, покровители хирургии, но и мудрые наставники, помогают всем, приходящим к ним с верою.